Раменский Приборостроительный Завод

Опубликовано 24 августа 2020 в 9:47

РПЗ. Завод-воин

Год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне (1941–1945гг.) особый: война всё больше раскрывается нам в калейдоскопе конкретных фактов, которые большинству не известны. Мы мало знаем о Раменском приборостроительном заводе в годы войны, о том, как заводчане эвакуировали предприятие в г.Ижевск (Удмуртия) и сохранили оборудование, инструментальное оснащение, материалы, документацию и людские ресурсы для скорейшего развёртывания производства и выпуска продукции для фронта.

Из трех эшелонов, которыми завод был переброшен на восток в октябре 1941 года, второй и третий без особых затруднений проследовали от Раменского до Ижевска. Первый эшелон подвергся бомбежке и обстрелу вражеской авиации на ст.Черусти Казанской железной дороги. Мы читаем сохранившиеся дневниковые записи:

«14 октября на этой станции скопилось много эшелонов – тут и эвакуируемые в тыл предприятия, тут и эшелоны с интендантским имуществом. Наш эшелон стоит на этой станции уже около 20 часов. День пасмурный. Падает снег. Сперва едва слышно, а затем более определенно стал различаться звук авиамоторов. Из-за обильной облачности мы увидели самолеты только тогда, когда они уже оказались почти над нами и на небольшой высоте.

Кажется наши…

– Нет, не наши…

Однако эта наша неуверенность скоро рассеялась. Сделав большой круг над станцией, оба самолета пошли по прямой, вдоль эшелонов. В воздухе появились метущиеся во все стороны листовки. Люди из эшелонов приняли это как мирные действия советских летчиков. В разных направлениях и стар, и млад погнались за листовками – кто бежит с поднятыми вверх руками, стараясь поймать листовку, падающую над головой; кто, нагнувшись, делает быстрые рывки вокруг себя, чтобы поймать листовку, угоняемую ветром по земле, а кто просто с улыбкой па лице, любуется самолетами. Но не успела еще ни одна листовка обрести покой ни на земле, ни в руках людей, как в наши уши вдруг ворвался омерзительный визг, и через мгновение воздух потряс оглушительный взрыв бомбы, за ним второй, третий, четвертый…

Коварство врага достигло своей цели. Люди пришли в замешательство; каждый стремился найти какое-либо укрытие подальше от эшелонов.

На боевом посту у нашего эшелона стояла на вахте Н.Т.Жидова. Она до конца выполнила свой долг. У эшелона осталась она одна. Взрывом первой бомбы ее оглушило, но она тут же пришла в себя и начала обстреливать самолет противника из винтовки. Слышны крики и стоны людей; недалеко лежат убитые лошади. Самолеты делают третий заход и сбрасывают зажигательные бомбы. В некоторых эшелонах начались пожары. Люди приступили к борьбе с огнем. Окружающее все больше окутывалось едким дымом.

Фашистские хищники не удовлетворились, видимо, своим черным кровавым подвигом: через несколько минут они опять вернулись и повели обстрел нашего расположения из пулеметов.

В нашем эшелоне пострадали три вагона, которые все же удалось дотянуть до Казани, где их отцепили для ремонта».

Обошлось без людских потерь. Пришлось переупоковать и заново погрузить оборудование. Через пятеро суток состав прибыл в Ижевск. А в Раменском на опустевших площадях завода вначале расположился госпиталь для раненых бойцов.

Отдел пресс-службы

По материалам книги «Бессмертный полк РПЗ».

Автор-составитель Елена Жаркова